Автоматизация логистики:
тенденции и возможности
Цифровизация существенно повлияла на логистику и другие связанные с ней отрасли, такие как розничная и онлайн-торговля. Проблемы с поставками по всему миру из-за Covid-19 ускорили темп нововведений и подчеркнули острую необходимость восстановления рентабельности отрасли.
Поскольку карантины во время ковида и другие геополитические факторы повлияли на мировую систему и каналы поставки многих товаров, программное обеспечение для управления логистикой играет все большую роль в индустрии. Технологии позволяют бизнесу повысить эффективность, увеличить доходы за счет снижения операционных угроз и значительно снизить расходы. Благодаря им можно легко и точно управлять поставками и отслеживать грузы, повышая качество обслуживания клиентов.
Многие компании уже используют системы управления складами для автоматизации работы с товарными запасами, растущими объемами товаров, оптимизации хранения и ускорения выполнения заказов. Однако в нестабильные периоды раздельные, автономные процессы не способны обеспечить стабильность каналов поставок, даже будучи автоматизированными. Компаниям нужна прозрачность всех процессов поставок от и до для того, чтобы быстро находить и устранять неполадки.
Что такое автоматизация логистики?
Автоматизация логистики позволяет отказаться от ручной обработки повторяющихся задач и эффективно управлять процессами, снижая негативное влияние человеческого фактора.
С точки зрения производства, автоматизация логистики включает в себя оптимизацию процессов, повышение прозрачности, точности и эффективности, что позволяет унифицировать управление качеством и повысить уровень обслуживания. Автоматизация может охватывать многие области технологий, например, беспилотный транспорт и умные транспортные центры (в том числе порты и склады).
Компании, которые стратегически подходят к автоматизации логистики, могут успешно интегрировать логистическое ПО в свою цифровую экосистему; именно такой бизнес, ориентированный на цифровые технологии, может не просто автоматизировать процессы, но вывести их на новый уровень.
Почему важна автоматизация логистики. Тенденции отрасли
По данным компании Accenture, 75% компаний из списка Fortune 1000 пострадали от сбоев в цепочке поставок из-за Covid-19. Негативное влияние на логистику и транспорт оказали тарифы на контейнерные перевозки, которые в среднем выросли в четыре-пять раз по сравнению с 2019 годом, а на некоторых рынках, по данным McKinsey, подорожание было еще выше.
На главных акционеров и руководителей высшего звена все больше давит необходимость контролировать растущие затраты и поддерживать краткосрочную рентабельность инвестиций. При этом многие стремятся повысить гибкость и устойчивость бизнеса без лишних рисков. Цепочка поставок изменилась: за последний год 48% цепочек поставок усложнились из-за целого ряда факторов:
Географическое расширение и увеличение клиентской базы:
благодаря онлайн-торговле компании могут работать по всему миру, но это усложняет процесс поставок. Бизнес должен рассматривать новые территории и искать способы выполнения заказов на новых рынках.
Расширение поставок и новые стратегии поиска поставщиков:
многие компании переходят от линейных цепочек к интегрированным сетям поставок, чтобы не искать отдельных поставщиков. По данным KPMG, компании стремятся увеличивать эффективность своих цепочек поставок с помощью альтернативных торговых партнерств, чтобы полностью устранить точки отказа. Это тоже усложняет поставки из-за множества взаимосвязанных партнеров, которые образуют сеть, включающую компании по доставкам и потенциальных поставщиков других услуг.
Ожидание доставки:
чтобы удовлетворить новые требования клиентов, компании должны предоставлять статус заказа и информацию о доставке в режиме реального времени. Как подчеркивает DHL, логистика становится все более разнообразной. Гибкий бизнес, способный быстро перестраиваться, является ключом к стабильности поставок, но это тоже не делает управление поставками проще. ПО для логистики должно решать эту проблему и справляться с возрастающей сложностью без трудоемких и ненадежных ручных процессов и увеличения расходов на персонал.
Чтобы получить все преимущества автоматизации логистики, компании должны решить главную задачу - не позволять системам поставок работать изолированно. Цепь поставок зависит от внешних факторов и должна работать как часть более широкой цифровой экосистемы, чтобы систему можно было оптимизировать и модернизировать в зависимости от чрезвычайных ситуаций, рыночных условий и меняющихся стратегий.
Комплексное управление логистикой и автоматизация процессов набирают все большую популярность как среди крупных корпораций, так и малых и средних компаний, которые стремятся сократить расходы и повысить эффективность. Используя технологию API, компании могут подключать несколько систем для автоматизации более сложных бизнес-процессов.
6 преимуществ автоматизации логистики
для вашего бизнеса
Хотя оптимизация ресурсов и увеличение доходов часто являются основной целью внедрения системы автоматизации логистики, существует множество других преимуществ.
Автоматизация логистики
способствует снижению затрат
Автоматизация логистики позволяет снизить операционные расходы, оптимизируя решения на каждой стадии процесса - от эффективной маршрутизации курьеров до выбора наиболее экономичного перевозчика. Значительной экономии можно добиться за счет автоматизированного контроля расходов на фрахт/страховые выплаты и оптимизации загрузки товара. Автоматизированное управление товарами также позволяет сократить расходы на хранение и регистрировать пики спроса, чтобы обеспечить достаточный запас товаров для выполнения заказов.
Повышение производительности и эксплуатационных характеристик
Автоматизация рутинных процессов с помощью ПО для логистики позволяет компаниям максимально повысить эффективность сотрудников и высвободить время для более сложных и важных задач.
Снижение количества
человеческих ошибок
Автоматизация логистики сводит к минимуму человеческие ошибки, которые происходят при выполнении повторяющихся и срочных задач.
Повышение качества
обслуживания клиентов
Автоматизация поставок обеспечивает наибольшую прозрачность выполнения заказов, что повышает качество обслуживания.
Четкий, централизованный поток данных и их анализ
Когда рыночные условия нестабильны, оперативный доступ к данным необходим компаниям для поддержания конкурентоспособности. Доступ к данным в реальном времени позволяет улучшить планирование и быстро реагировать на сбои, повышая устойчивость к непредвиденным обстоятельствам.
Масштабируемость
и скорость
Онлайн-торговля произвела революцию в логистике и транспорте, ускорив перемещение товаров настолько, что стала возможной доставка день в день.
Поскольку ожидания клиентов возросли, компаниям нужно внедрять автоматизацию логистических процессов, чтобы обходиться без ручной обработки процессов, которая всегда сопряжена с ошибками и задержками.
Препятствия на пути к эффективным изменениям
Согласно исследованию McKinsey, 85% респондентов используют неэффективные цифровые технологии в своих цепочках поставок, и только 14% респондентов добились устойчивого повышения эффективности.
Несмотря на многочисленные преимущества автоматизации логистики, некоторые компании сталкиваются с препятствиями на пути к позитивным изменениям, например:
Отсутствие цифровой стратегии
Настоящая цифровая трансформация — это нечто большее, чем просто автоматизация нескольких бизнес-процессов. Успешная цифровизация охватывает различные отделы и учитывает целый ряд факторов, включая оптимизацию бизнес-процессов и реакцию на социокультурные изменения. Цифровая стратегия должна лечь в основу бизнес-стратегии, что требует координации в рамках всей компании. Сосредоточение внимания на одном аспекте и игнорирование других чревато потерей времени, денег и возможностей для действительно полезных изменений.
Сложность цепочки поставок
Сложность цепочки поставок остается серьезной проблемой для руководителей снабжения во всем мире, особенно когда речь идет об автоматизации. 46% руководителей поставок говорят, что им трудно интегрировать новые функции со всей цепочкой поставок — от производства до доставки продукции потребителю. С одной стороны, автоматизация — самый эффективный способ управления сложной цепочкой поставок, но в то же время внедрение новой технологии, даже эффективной и правильной, может вызвать еще большие трудности и стресс. Например, рабочие процессы могут разваливаться при переходе компании на новые технологии, поскольку не все можно изменить единовременно: бизнес должен работать непрерывно.
Долгая окупаемость инвестиций (ROI)
По оценкам PWC, прибыль в логистике относительно невысока, доходы до уплаты налогов обычно составляют от 1% до 8%. Продвинутая автоматизация логистики и транспорта зачастую требует больших бюджетов, порой исчисляемых тысячами долларов в виде ежегодных платежей за поддержку, обслуживание и модернизацию. После внедрения нового решения потребуется время, чтобы увидеть окупаемость инвестиций.
По-настоящему прибыльные компании начинают с очень четких, конкретных целей по окупаемости инвестиций, сравнивают с ними свои показатели и постоянно работают на эти цели. Это повышает экономию, эффективность, качество обслуживания клиентов и производительность.
Экономия средств
Снижение неэффективности
Повышение качества обслуживания клиентов
Продуктивность
Неправильный выбор технологии
Несовместимость существующего ПО и новых технологий также может вызвать проблемы и снизить эффективность автоматизации. Компании могут столкнуться с негативными последствиями внедрения новой технологии в технологический ландшафт, если не учтут совместимость технологической платформы и существующего окружения и не продумают долгосрочные стратегические цели внедрения.
Конечной целью приобретения приложения для логистики и транспорта должно быть повышение общей производительности и прибыльности бизнеса.
Прежде чем принять решение о внедрении любой новой технологии, ее следует оценить по нескольким важным критериям.
- Роль в повышении общей производительности и прибыльности бизнеса
- Легкость интеграции в существующий ИТ-ландшафт
- Независимость от поставщика технологии
- Масштабируемость и настраиваемость технологии
- Роль технологии в снижении расходов
5 лучших систем автоматизации логистики,
которые можно внедрить уже сегодня
Системы управления транспортом (TMS) являются основой автоматизации логистики. По данным Gartner, в TMS обрабатывают такие процессы как планирование грузоперевозок, оценка и покупка грузов на всех видах транспорта; выбор подходящего маршрута и перевозчика; управление счетами за перевозку и платежами.
Многие из этих процессов могут быть частично охвачены общими ERP-системами или более крупными системами управления поставками (SCM), однако эти системы громоздки и не справляются с постоянно растущими требованиями логистики. Им не хватает гибкости, чтобы интегрироваться в более масштабные рабочие системы и адаптироваться к изменениям достаточно быстро. В результате, согласно отраслевым исследованиям, 38% судоходных компаний и 67% 3PL (Third Party Logistics или компании по предоставлению логистических услуг) заявили, что вкладываются в систему управления перевозками.
Системы управления транспортом облегчают планирование благодаря автоматизации отправки товаров. Растет количество грузоперевозок с неполной загрузкой (LTL), поэтому очень важно иметь возможность сравнить тарифы грузоперевозчиков в рамках одной системы. Это помогает снизить стоимости перевозки в зависимости от веса или расстояния. При смешанных перевозках TMS автоматизируют процессы между участниками доставки грузов, а также все смежные административные процессы.
Еще одна ценность TMS, которую бизнес получает сразу, - это помощь в соблюдении нормативных требований. Таким образом бизнес не рискует попасть под юридическую ответственность и штрафы. Автоматизация процессов в бэк-офисе помогает убедиться, что каждая отправка надлежащим образом документирована и соответствует отраслевым требованиям.
В более широком контексте поставок, TMS обеспечивает прозрачность движения материалов, необходимых для производства по графику, улучшает обслуживание клиентов и обеспечивает лучшую видимость движения продукции.
Приложения для управления автопарком
В последние годы управление автопарком значительно изменилось. Поскольку компании все больше заботятся о своем влиянии на окружающую среду, многие ищут методы мониторинга и управления топливными отходами. Придорожные и бортовые датчики позволяют отслеживать автопарк в режиме реального времени и создают новые возможности для автоматизации процессов.
ПО для управления автопарком создано для повышения эффективности парка путем автоматизации основных процессов, включая отслеживание местоположения транспорта, планирование технического обслуживания, управление водителями и планирование маршрутов. Кроме того, оно может помочь контролировать вредные для атмосферы выбросы, отслеживать часы работы (HOS), чтобы соблюдать отраслевые требования и безопасность водителей. Приложения для управления автопарком также могут регулировать лизинг/финансирование транспорта и продление страховки.
Компании могут сэкономить на расходе топлива, стоимости технического обслуживания, оптимизации графиков и уменьшении задержек.
Кому выгодны решения по управлению автопарком?
Многие ошибочно полагают, что только крупным компаниям с сотнями машин выгодно внедрять приложения для управления автопарком. Размер парка не имеет значения. Если основные процессы зависят от транспорта, приложения для управления автопарком обеспечивают оптимальное использование всех средств и помогают решать административные задачи, отнимающие много времени. Это может повлиять на общую эффективность бизнеса и, в конечном итоге, на чистую прибыль.
Приложения для управления доставкой
Пандемия необратимо повлияла на покупателей и онлайн-торговлю, особенно на требования к доставке. Эта отрасль в значительной степени зависит от ручного труда. При беспрецедентном росте объемов работы все труднее нанимать и обучать достаточное количество работников и управлять большим штатом.
ПО, регулирующее процесс доставки, может использоваться для координации транспорта и оборудования и автоматизации обработки заказов и заявок. Оно также может автоматизировать управление сотрудниками, например, контроль водителей или техники на местах и назначение рабочих заказов.
Автоматизация доставок повышает качество обслуживания клиентов и эффективность логистики.
Приложения для мониторинга цепочки поставок
Программное обеспечение для мониторинга цепочки поставок представляет собой единый источник для отслеживания всего логистического цикла от сырья/компонентов до формирования заказа, распределения, транспортировки и доставки клиенту. В зависимости от типа бизнеса оно также может включать гарантийное обслуживание.
Приложения для мониторинга поставок используются для решения сложных задач в управлении цепями поставок, обеспечивая стратегическое сотрудничество между внутренними процессами и внешними партнерами.
По данным опроса E&Y более 60% руководителей поставок считают, что повышение прозрачности — их главный приоритет на ближайшие три года. Системы отслеживания и контроля являются основой прозрачности поставок. Они предоставляют информацию о местонахождении продукта на протяжении всей цепочки поставок в режиме реального времени. Кроме того, можно отследить, где и из каких материалов товар был произведен. Это особенно полезно в строго регулируемых отраслях, таких как фармацевтика.
Поскольку эффективные бизнес-процессы требуют большей прозрачности, решения по отслеживанию и трассировке становятся важными и в других отраслях.
С чего начать
автоматизацию бизнеса?
Автоматизация в транспортной сфере часто сосредоточена на объединении грузов и оптимизации маршрута доставки в соответствии с потребностями каждого клиента. Конечная цель — использовать максимум возможностей каждого транспортного средства и водителя при минимальной стоимости доставки в сложных условиях.
На рынке существует множество решений, которые решают эти задачи. Системы управления транспортом обычно поддерживают все способы транспортировки, включая перевозки с полной загрузкой (FTL), грузоперевозки с неполной загрузкой (LTL) и их сочетание. Однако в изменчивой обстановке возникают проблемы с TMS, и специалисты по планированию перевозок не могут полагаться на простые традиционные способы оптимизации грузоперевозок, которые жестко прописаны в типовых TMS. С ростом смешанных перевозок отрасли необходимы новые методы, которые позволят автоматизировать планирование и оптимизацию при всех сложностях этих задач.
Когда дело доходит до планирования, многие компании все еще полагаются на Excel-таблицы и опыт линейных руководителей. Эти ручные процессы весьма трудоемки и не позволяют автоматизировать другие процессы. По мере роста масштаба и сложности планов многие компании ищут альтернативу Excel: автоматизацию стоит начать именно в этот момент.
Как автоматизировать логистические
процессы
с помощью Jmix
Jmix — это комплексный инструмент для создания корпоративных веб-приложений в сфере транспортной логистики. Он содержит все необходимые компоненты в готовом виде, включая сервер для приложений с веб-интерфейсом с встроенной интеграцией баз данных.
Справочный модуль предоставляет экспорт и импорт Excel-данных, что позволяет пользователям создавать любые списки объектов данных (список заказов, список локаций, транспорта, клиентов и перевозчиков, перечень грузов, список отгрузок и т.д.).
Модуль Maps содержит картографическую функциональность для визуализации транспортных маршрутов. Этот инструмент подходит для создания мощных систем управления транспортом. Карты имеют открытый исходный код на базе Java, который используется разработчиками по всему миру. Его также можно встроить в более крупную платформу для смешанной логистики. В сочетании с другими компонентами, в том числе пакетом мобильных приложений для водителей, редактором модели транспортных объектов, пакетом математических алгоритмов для маршрутизации и конструктором цифровых копий транспорта, Jmix повышает эффективность автоматизации перевозок.
Часто задаваемые вопросы
по автоматизации логистики
Ручное заполнение таблиц чревато ошибками
По мере увеличения объема данных, хранящихся в Excel, возрастает вероятность ошибок в формулах; ошибку в одной ячейке трудно отследить и исправить до того, как она приведет к большим потерям.
Электронные таблицы замедляют развитие цифровизации
Электронные таблицы — это устаревший способ хранения данных, поскольку они плохо масштабируются и не слишком надежны (чем больше файл, тем выше вероятность его повреждения). При использовании нескольких таблиц данные в компании разрознены, и ими сложно обмениваться между командами, поэтому процессы на базе Excel невозможно интегрировать в рабочие процессы всей компании.
Трудности в соблюдении нормативов отрасли
При использовании электронных таблиц информационная безопасность данных находится под угрозой, поскольку нет надежных способов управления сущностями. Кроме того, трудно обеспечить соблюдение политик безопасности и отследить соответствие отраслевым требованиям.
Планирование загрузки обычно подразумевает несколько видов транспорта, срочные изменения груза и многие другие факторы, которые необходимо учитывать для своевременной и экономичной доставки. Современные тенденции показывают, что с растущей сложностью невозможно справиться без соответствующих цифровых инструментов. Смешанные перевозки — лучший пример того, что результат сильно зависит от системы, которая используется для решения проблемы. Это самая сложная задача, которая объединяет модели перевозок FTL и LTL. Самым эффективным способом управления такой логистикой является использование платформы с открытым исходным кодом, в которой каждый участник может зафиксировать способ доставки груза, время и цену. Затем алгоритмы могут обработать подходящие варианты и построить для клиента полный маршрут и коммерческое предложение от различных перевозчиков.
Платформа Jmix позволяет компаниям разрабатывать решения, отвечающие всем специфическим требованиям, включая предварительные условия доставки для клиента и данные для отслеживания груза. Это означает, что компании могут создавать гибкие решения без угрозы безопасности.
Комплексные рабочие процессы, подобные этому, можно моделировать с помощью платформ быстрой разработки и дополнений к ним. Эти дополнения предоставляют функции, такие как интуитивное управление пространственными данными и визуализацию данных в виде панели быстрого доступа (дашборда). Готовая система не может предусмотреть все требования, поэтому настраиваемые платформы лучше выполняют такие требования.
При выборе платформы для автоматизации процессов есть множество вариантов интеграции. Крупные внешние перевозчики предоставляют API-инструменты для интеграции, которые позволяют оперативно обмениваться информацией, сравнивать цены и выбирать лучшие предложения по грузоперевозкам.
Корпоративная лицензия предоставляет расширенную функциональность и стоит 10 500 рублей в месяц на одного разработчика. Она включает функции геоинформационной системы, визуальный BPMN&DMN-дизайнер, BPM для внутренней автоматизации и многие другие возможности, которые ускоряют разработку приложений. Поскольку Jmix имеет открытый исходный код, новые технологии внедряются быстро и без зависимости от поставщика.