Разработка системы управления заказами и планами перевозок в Федеральной грузовой компании
Компания
«Федеральная грузовая компания» (ФГК) — один из крупнейших в России грузовых железнодорожных операторов. Компания предоставляет клиентам подвижной состав, оказывает транспортно-экспедиционные услуги.
Центральный офис ФГК находится в Екатеринбурге, помимо этого в структуру компании входит 14 филиалов и агентств транспортного обслуживания, а также представительство в Москве. На апрель 2023 года подвижной состав компании состоял из 126,3 тысячи единиц техники. Помимо традиционных перевозок вагонами ФГК развивает новые сегменты рынка, включая контрейлерные и скоростные контейнерные перевозки, а также перевозки грузов при помощи фитинговых платформ.
Основной объем перевозимых компанией грузов относится к топливно-энергетическому комплексу, ЖКХ, строительной, металлургической, сельскохозяйственной и другим отраслям.
Ситуация
ФГК планировала повысить удовлетворенность клиентов, в том числе, за счет формирования индивидуальных предложений предоставления вагонов для каждого из них. Система автоматизации, которую в компании использовали раньше, уже устарела и не соответствовала требованиям по управлению продажами, риск-менеджменту, производительности труда, автоматизации принятия решений по заказам и принятию управленческих решений в целом.
В ФГК решили разработать новое решение для обработки заказов на перевозку грузов и составления планов перевозок. Основные цели его создания:
- Повысить управляемость продаж, получить полный контроль над этим процессом.
- Ускорить принятие решений, чтобы быстрее реагировать на изменение заказов или других факторов.
- Сократить влияние человеческого фактора при принятии решений по заказам.
- Повысить производительность труда и эффективность бизнес-процессов, чтобы сотрудники могли работать более продуктивно и тратили меньше времени на выполнение рутинных задач.
Почему именно Jmix
При создании корпоративных информационных систем ФГК долгое время использовала платформу Oracle APEX. Она была выбрана из-за наличия готовых интерфейсных компонентов, интеграции с базами данных, удобства администрирования и поддержки. Однако проблема заключалась в жесткой зависимости от одного вендора и поддерживаемой СУБД. Из-за этого было решено провести импортозамещение платформы для разработки.
Для разработки новой системы управления заказами и планами перевозок была выбрана платформа Jmix. Причины выбора:
- Имеющиеся в Jmix готовые визуальные компоненты и контроллеры упрощают процесс разработки, что особенно важно при ограниченном количестве разработчиков в команде.
- Фокус на решении функциональных задач, который обеспечивает возможность разработки системы полностью в соответствии с требованиями ФГК.
- Обеспечение технологического суверенитета за счет Open Source решения,
- Возможность перейти от монолитного pl/sql на язык Java, независимые автономные приложения, микросервисные подходы, Open Source решения.
Решение
Функциональным заказчиком системы выступал Центр планирования перевозок ФГК. Основные пользователи системы — менеджеры по работе с клиентами и сотрудники Диспетчерского центра.
Функциональность разработанной системы:
- Ведение реестра заказов, корректировка графика и объема заказов при необходимости
- Формирование и корректировка правил согласования заказов
- Принятие решений по заказам как вручную, так и автоматически на основе вышеупомянутых правил
- Подготовка аналитических данных, создание рейтинга заказов, формирование отчетности, создание сводных таблиц
- Предоставление оперативной и актуальной информации о заказах
- Продвинутый поиск и фильтрация заказов
- Обмен данными с другими системами компании и системами РЖД, в частности «Электронная транспортная накладная», в которой оформляются все перевозки грузов РЖД
- Управление ролями пользователей и правами доступа
- Поддержка совместной работы пользователей
Команда проекта состояла из пяти человек: менеджер, фронтенд-разработчик, два бэкенд-разработчика и тестировщик.
При разработке Системы использовались следующие Компоненты платформы:
- Миграция объектов БД в java классы значительно ускорила процесс формирование модели данных и базовое поведение при редактировании объектов сущности.
- Аутентификация и логирование - достаточно быстро смогли настроить приложение на работу с нашим кастомным функционалом аутентификации пользователей и применением ролей. Внутренние Роли платформы помогли не изобретать велосипед и полноценно настроить видимость отдельных компонентов интерфейса для каждой группы доступа (всего у нас 4 таких группы доступа)
- Механизм фоновых операций на клиентском уровне для получения уведомлений в асинхронном режиме по процессам согласования/подписания заказов, а также, системные уведомления.
- Пользовательский интерфейс реализовали с использованием компонента groupTable.
Главный режим работы Системы – это работа с данными по заказам, где помимо основной информации приводится и справочная информация, и статистика по разным аспектам (в общей сложности 256 полей). Гибкий механизм работы с данными: динамические фильтры (вызов из контекстного меню), управление видимостью и порядком следования полей, сохранение настроек отображения, экспорт в MS EXCEL, гибкое контекстное меню, возможность подсчета итогов и группировка – все это значительно упростило задачу нашей команды разработки.
Разработанная при помощи Jmix система полностью соответствовала ожиданиям ФГК. Это подтвердило эффективность и надежность платформы в контексте задач компании.
Результат
Система заметно повысила эффективность работы с заказами. Решения принимаются более оперативно и во многих случаях в автоматическом режиме. Это способствует оптимизации бизнес-процессов и повышению качества обслуживания клиентов.
Время рассмотрения заказов сократилось на 30%, что заметно ускорило обслуживание клиентов.
Успешный проект разработки на Jmix позволяет планировать новые проекты на базе платформы.